Биология Пасечник Учебник §9

5 класс онлайн Биология Пасечник Учебник §9 «Увеличительные приборы для исследований». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Учебник по биологии (Пасечник) § 9.

<< § 8   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 10 >>

9. УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
2. Для чего их применяют?

Устройство увеличительных приборов.

Размеры клеток многих организмов настолько малы, что рассмотреть их без специальных приспособлений невозможно. Поэтому для изучения строения клеток используют увеличительные приборы — лупы и микроскопы.

Лупа — простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.

Ручная лупа (рис. 43, а) может увеличивать рассматриваемый объект в 2—20 раз. Правила работы с лупой очень просты: лупу надо поднести к объекту исследования на такое расстояние, при котором изображение этого объекта станет чётким.

Штативная лупа (рис. 43, б) увеличивает объект в 10—25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённые на подставке — штативе. К штативу также может быть прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом. На каждой лупе указывается кратность её увеличения.

Рис. 43. Лупы ручная (а) и штативная (6)

Лупа позволяет рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение при помощи этого прибора, увы, невозможно. Здесь необходим более мощный увеличительный прибор — микроскоп.

Световой микроскоп (от греч. микрос — малый и скопео — смотрю) — оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов. С его помощью изучают, например, строение клеток. Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус — трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус — глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов (рис. 44).

Рис. 44. Световой микроскоп

В современных моделях световых микроскопов в качестве осветительной части всё чаще используют не зеркала, а электрические лампы.

Рассматривание биологических объектов под микроскопом.

Световой микроскоп подходит для изучения прозрачных объектов (тонкие срезы растительных и животных тканей, микроорганизмы в жидкостях и т. и.). Для повышения контраста изображения используются красители. Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 2000 раз. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение с помощью данного микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение (х10), а объектив — 20-кратное (х20), то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.

Цифровой микроскоп.

В последнее время биологи всё чаще используют цифровой микроскоп (рис. 45). Так называют увеличительный прибор, состоящий из микроскопа с присоединённой к нему фото- или видеокамерой и персонального компьютера с установленным на нём специальным программным обеспечением. При работе с цифровым микроскопом можно получить многократно увеличенное изображение исследуемого объекта или процесса, а также передать полученные данные на компьютер для последующего их анализа, а после сохранить результаты исследования для дальнейшего использования или же продемонстрировать их всем желающим при помощи проектора.

Основными достоинствами цифровых микроскопов является способность к передаче (трансляции) результатов исследований объектов на расстоянии в режиме реального времени, а также возможность проведения анализа объектов наблюдения на экране монитора персонального компьютера. Кроме того, использование цифрового микроскопа дает возможность сохранения результатов исследования на цифровые носители информации (флеш-накопители и др.), а также позволяет редактировать уже сохранённую информацию при помощи специального программного обеспечения.

Цифровой микроскоп весьма удобен и на уроке биологии, так как наличие цифровой камеры, подключаемой к компьютеру и проектору, делает микроскоп доступным сразу всему классу. Это приводит к тому, что каждому ученику во время урока не нужно самому смотреть в объектив, и, следовательно, отпадает необходимость в наличии нескольких микроскопов в классе — достаточно всего лишь одного изображения объекта, находящегося на предметном столике этого микроскопа, изображение которого выводится на общий экран.

ЗАПОМНИТЕ: • Лупя: ручная и штативная • Световой микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив • Цифровой микроскоп

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.62)

  1. Какие увеличительные приборы используются для изучения микроскопических объектов?
  2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
  3. Как устроен световой микроскоп?
  4. Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?
  5. Чем цифровой микроскоп отличается от светового?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

Моя лаборатория. Исследуйте

Изучение клеточного строения растений с помощью лупы
1. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
2. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

  • Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. В отверстие предметного столика зеркалом направьте свет.
  • Поместите предметное стекло с приготовленным препаратом на предметный столик. Закрепите предметное стекло зажимами.
  • Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
  • В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
  • После работы уберите микроскоп в футляр. Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

1). Устройство светового микроскопа и приёмы работы с ним.

  1. Изучите устройство микроскопа, пользуясь рисунком 44.
  2. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть.
  3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
  4. Отработайте порядок действий при работе с микроскопом.
  5. Выучите правила работы с микроскопом.

2). Прочитайте текст об изобретении микроскопов. Как вы думаете, какое значение для развития биологии имели эти изобретения? Обсудите этот вопрос с товарищами.

Первые микроскопы с двумя линзами были изобретены в конце XVI в. Однако только в 1665 г. англичанин Роберт Гук применил усовершенствованный им микроскоп для исследования организмов (рис. 46). Рассматривая в микроскоп тонкий срез пробки (коры пробкового дуба), он насчитал до 125 млн пор, или ячеек, в одном квадратном дюйме (2,5 см). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Гук обнаружил такие же ячейки. Он дал им название клетки.

В конце XVII в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз (рис. 47). С его помощью он открыл микроорганизмы. В верхней части металлической пластинки закреплено увеличительное стекло. Наблюдаемый объект располагался на кончике острой иглы. Винты служили для фокусировки. В XX в. был изобретён электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз (рис. 48).
Биология Пасечник Учебник §9


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §9 «Увеличительные приборы для исследований». Ознакомительный фрагмент учебника по биологии УМК Линия жизни 2023. Цитаты из учебника 2023 года для 5 класса использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 8   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 10 >>

 

Похожие записи

Один комментарий в теме “Биология Пасечник Учебник §9

  1. ы

    спасибо мне было очень полезно

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней