Биология 5-6 Пасечник Учебник §5

УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник §5 Среды обитания организмов.  Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 5 класс (Линия жизни) Учебник §5

<< § 4   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 6 >>

§ 5. Среды обитания организмов

ВСПОМНИТЕ: 1. Что такое биосфера? 2. Какие среды обитания живых организмов вам известны?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Что такое биосфера? Биосфера – это оболочка Земли, заселенная живыми организмами, занятая продуктами их жизнедеятельности и преобразованная под их воздействием. Она является глобальной экосистемой Земли, в переделах которой проявляется геологическая деятельность живых организмов на планете.
2. Какие среды обитания живых организмов вам известны? Известно о четырех типах сред обитания живых организмов:
• Наземно-воздушная;
• Водная;
• Почвенная;
• Организменная (одни живые организмы являются средой обитания для других живых организмов – паразитов). 

Каждый организм обитает в определённой среде. Всё то, что окружает живое существо, называют средой обитания.

На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно–воздушная, почвенная и, наконец, организменная (среда, состоящая из самого живого организма).

Каждая среда обитания имеет свои особенные условия жизни, к которым организмы приспосабливаются. Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Среда обитания – вода

Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 7, а). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Рис. 7. Среды жизни: водная (а), наземно–воздушная (б)

Вода обладает выталкивающей силой. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как мелкие растения и животные, так и достаточно крупные организмы, например медузы. Активные пловцы (рыбы, дельфины, киты и др.) имеют обтекаемую форму тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому в ней не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная (рис. 7, б). Большое значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздуха. Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. Для этого им необходимы специальные приспособления: животным — крепкий скелет (наружный или внутренний), растениям — сильные корни.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют различные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает отрицательное воздействие на живые организмы.

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Среда обитания – почва

Почва — верхний рыхлый слой суши. Она состоит из неживых (косных) неорганических веществ (минеральных веществ, воды и воздуха), а также содержит много живого (биологического) органического вещества (остатки растений и животных, продукты их разложения — перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки (рис. 8). Поэтому почву называют биокосным природным образованием.

Рис. 8. Почва — среда обитания

Под действием окружающей среды почва непрерывно изменяется. Вода от дождей и снегов растворяет минеральные вещества; погибшие животные и растения пополняют почву органическими остатками.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из–за того, что каждый урожай уносит из почвы какое–то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Подробнее об удобрениях вы узнаете в § 30.

Среда обитания – чужие организмы (организменная)

Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Жизнь внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в окружающей среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, изучая биологию.

Моя лаборатория

Чтобы лучше усвоить учебный материал, научитесь правильно работать с текстом учебника. В этом вам поможет памятка «Как работать с текстом учебника».

  1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.
  2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
  3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
  4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на смысловые единицы, составьте план.
  5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами).
  6. Кратко перескажите параграф.

Вопросы по § 5

  1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
  2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
  3. Почему считают, что наземно–воздушная среда более сложна для обитания, чем водная?
  4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?
  5. Какова роль почвы в жизни растений?
  6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете? Я знаю о четырех средах обитания живых организмов:
• Наземно-воздушная;
• Водная (связана с водоемами: озера, реки, моря, океаны, пресные и соленые, стоячие и с сильными течениями);
• Почвенная (верхний плодородный слой земной коры);
• Организменная (тело любого живого организма используется для жизнедеятельности другим живым организмом – паразитом).

2. Какие свойства характерны для водной среды обитания? Вода, как среда обитания живых организмов, имеет целый ряд специфических свойств:
• Относительно малое содержание кислорода. Его количество в насыщенной воде кислородом составляет не менее 10 мл на 1 литр, что более чем в 20 раз меньше, чем в атмосфере. Поступает кислород в воду в основном за счет диффузии из воздуха и фотосинтеза в водорослях.
• Большая плотность. Высокая плотность воды обеспечивает организмам возможность опираться на нее, что важно для бесскелетных форм. Также плотность служит условием парения в воде. Например, парящие, взвешенные организмы объединяются в планктон – особую экологическую группу гидробионтов.
• Сильное поглощение солнечных лучей.
• Солевой режим.
• Высокая теплоемкость. Так как вода способна накапливать и хорошо удерживать тепло, в ней не бывает настолько резких перепадов температур, как на суше.
• Значительные перепады давления.

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложна для обитания, чем водная? Название среды обитания подразумевает преимущественное влияние определенных факторов на организмы, которые там проживают. В наземно-воздушной среде в воздухе содержится относительно большее количество кислорода, чем в водной. В воду кислород поступает только благодаря процессам диффузии или фотосинтеза. Это является преимущественной особенностью наземно-воздушной среды обитания.
Но в то же время воздух менее плотный, нежели вода. Соответственно, живым организмам наземно-воздушной среды немного труднее поддерживать свое тело в пространстве. Для этого у них есть специальные приспособления: у растений – крепкие корни, стебли, а у животных – мощный скелет, хорошо развитая мускулатура и конечности (крылья, лапы и т.д.).
Еще важным является и химический состав воздуха. В наземно-воздушной среде он, как правило, загрязнен. А это негативно сказывается на состоянии живых организмов, которые вынуждены постоянно приспосабливаться и к этой особенности среды обитания.
Также сложность наземно-воздушной среды по сравнению с водной в том, что в ней значительно ощутимы колебания температур. В воде перепады температур незначительны и происходят не так заметно. Поэтому живым организмам приходится выживать как при низких, так и при высоких температурах.

4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете? Почва – это природное тело, которое формируется в результате преобразования поверхностных слоев суши при совместном воздействии всех факторов почвообразования. Состоит она из органических (остатков растений и животных, а также продуктов их жизнедеятельности) и неорганических веществ (воды, воздуха, минеральных включений).
Обитателями почвенной среды являются беспозвоночные животные: круглые и кольчатые черви, маленькие рачки, нематоды. Также почва заселена бактериями, насекомыми с их личинками, слизнями и моллюсками, кротами и землеройками.

5. Какова роль почвы в жизни растений? Почва и растения находятся в постоянном и взаимном обмене друг с другом. Вне такого обмена просто невозможно существование растений и почвы по-отдельности. А все потому, что из почвы растения поучают воду, а вместе с ней и все необходимые для своей жизнедеятельности питательные вещества и микроэлементы.
В результате отмирания растений в почве остаются и накапливаются их остатки, которые перегнивают и тем самым удобряют ее. Чем больше в ней перегноя и минеральных веществ, тем она лучше – плодороднее, а значит, и урожай на ней будет лучше.

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания? Организмы, которые используют тела других организмов как среду для своего обитания, являются паразитами. Это вирусы, бактерии, грибы, круглые и плоские черви, простейшие, клещи, насекомые, некоторые виды растений и позвоночных животных.
Основной особенностью их является упрощенная организация, которая обусловлена обилием пищи, отсутствием резких колебаний температуры, влажности и отсутствием в организме хозяина врагов. Из-за этого у организмов-паразитов нет органов чувств и органов передвижения, а пищеварительная и нервная система значительно упрощены. У некоторых видов в связи с употреблением переваренной или полупереваренной пищи пищеварительная система и вовсе отсутствует, либо ее всасывание происходит через поверхность тела.
В связи с условиями среды обитания у организмов-паразитов сформировались и приспособления, которые защищают их от неблагоприятных воздействий извне. Например, специальная оболочка, которая покрывает их тело и защищает от агрессивного влияния пищеварительных соков хозяина. Удлиненная форма тела, наличие присосок и крючков позволяет паразитам двигаться и удерживаться в пищеварительном канале, несмотря на сокращение его стенок и продвижение пищевых комков.
Еще одна особенность организмов-паразитов – высокая плодовитость. Число яиц у них может достигать нескольких сотен тысяч и даже более, что позволяет им увеличивать потомство. 

ПОДУМАЙТЕ! Почему организмы, обитающие в наземно–воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
 Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной? Организмами, которые смогли освоить и до сих пор обитают в наземно-воздушной среде, являются различные виды растений, паукообразные, насекомые, пресмыкающиеся птицы и звери. Видовое разнообразие этой среды намного шире, нежели видовое разнообразие водной среды обитания. Причина этого кроется в многообразии условий, а именно: большая концентрация кислорода в воздухе, низкая плотность, давление, температурные показатели (широкий диапазон температур), состояние климата и т.д. Поэтому организмы вынуждены были в процессе эволюции приспосабливаться к разным условиям наземно-воздушной среды. Это способствовало образованию большего количества видов.

 

ВВЕДЕНИЕ. Выводы

  • Биология — наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
  • Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли — биосферу.
  • Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека — сельским хозяйством, медициной, различными отраслями промышленности, в частности пищевой, лёгкой и т. д.
  • Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Учёные выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.
  • Живые организмы состоят из клеток (исключение составляют вирусы). Они питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагируют.
  • Каждый организм обитает в определённой среде. Всё, что окружает живое существо, называют средой обитания.
  • На нашей планете выделяют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно–воздушная, почвенная и среда, состоящая из самого живого организма (организменная).
  • Каждая среда имеет свои специфические условия, к которым организмы приспосабливаются. Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

 


Вы смотрели: УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник § 5. Среды обитания организмов. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 4   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 6 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней