Биология 5-6 Пасечник Учебник §8

УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник §8 Строение клетки.  Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 5 класс (Линия жизни) Учебник §8

<< § 7   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 9 >>

§ 8. Строение клетки

ВСПОМНИТЕ: 1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы? 2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы? Потому что клетка является самой маленькой структурной единицей, которую рассмотреть невооруженным глазом невозможно. А чтобы досконально изучить ее строение, необходимо увеличить клетку в несколько десятков, а иногда и в несколько сотен раз. Для этого и используются увеличительные приборы.
2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым? В своей работе мы используем световой микроскоп. Такое название у него потому, что для получения увеличенного изображения изучаемого объекта на предметном столике в нем используются лучи, которые проходят через него и попадают на систему линз объектива и окуляра. Таким образом, они освещают предмет и подают увеличенное изображение. 

 

Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 15).

Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка проницаема для воды, солей и многих органических веществ.

Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.

Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерное вещество расположено непосредственно в цитоплазме.

Рис. 15. Животная и растительная клетки

Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветков, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов. Не существует принципиальных различий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.

Вопросы по § 8

  1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
  2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?
  3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
  4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана? Главная функция клеточной мембраны или плазматической мембраны состоит в постоянном поддержании целостности клетки, защите ее от факторов внешней среды и осуществлении взаимосвязи ее внутренней среды с внешней. Таким образом, она выполняет барьерную (отделяет содержимое клетки от внешней среды), контактную (способствует соединению клеток друг с другом), ферментативную (участвует в ферментативных реакциях), рецепторную (распознает внешние стимулы) и транспортную (регулирует обмен веществ) функции.
2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль? Клеточная стенка (оболочка) есть у клеток бактерий, грибов и растений. В строении их клеток клеточная стенка служит своеобразным наружным скелетом, который поддерживает ее форму и обеспечивает ей постоянство. Несмотря на то, что сквозь клеточную стенку могут проникать вода, соли и многие минеральные вещества, она ограничивает рост и препятствует разрыву клетки, блокируя поступление чрезмерного количества воды внутрь клетки.
3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки? Генетический аппарат является важной составной частью клетки, которая не только контролирует все процессы жизнедеятельности в ней, но и определяет способность клетки к самовоспроизведению. Он представляет собой совокупность генов – носителей информации о синтезе белка в какой-то определенный момент, расположенных в основном ядре в растительной или животной клетке.
4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов? Клетки бактерий имеют наиболее простое строение. В них нет ядра и митохондрий, аппарата Гольджи, пластид, лизосом и центриолей. Таким образом, бактерии являются прокариотами. Клетки грибов имеют уже усложненное строение, однако, по сравнению с клетками животных и растений, в них содержится много ядер. Они относятся к эукариотам.
Схожесть в строении клеток растений, грибов и растений в том, что в их составе, в отличие от бактерий, содержится практически одинаковый набор органоидов. 

 

ПОДУМАЙТЕ: О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток? Сходство в строении и химическом составе всех клеток как основных структурных и функциональных единиц живых организмов свидетельствует о родстве всего живого на нашей планете, то есть, об их едином происхождении. 

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

  1. Рассмотрите изображённую на рисунке 16 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

Рис. 16. Приготовление препарата кожицы чешуи лука

  1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  2. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
  3. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
  4. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
  5. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
  6. Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
  7. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
  8. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
  9. Зарисуйте 2–3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 17).
  10. Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.

Рис. 17. Клеточное строение кожицы лука

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
Подумаем, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода. Мы знаем, что кожица чешуи лука бесцветная и прозрачная. Чтобы рассмотреть ее строение через микроскоп и увидеть клетки, которые ее образуют, необходимо окрашивать изучаемый препарат раствором йода.
Вывод. Растительный организм состоит из клеток, содержимое каждой из которых представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой. Чтобы более детально рассмотреть строение клеток через микроскоп, нужно окрасить препарат раствором йода. Таким образом, можно увидеть, что в цитоплазме располагается ядро с ядрышком. Также становятся видны и более тонкие участи на оболочке – поры, через которые происходит связь между соседними клетками. 

 

Лабораторная работа «Для любознательных»

Вы знаете, что существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г. В своей книге «Микрография» он писал: «Это могло бы казаться невероятным, если бы в этом не убеждал нас микроскоп с очевидной наглядностью».

«Исторический» препарат Р. Гука вы можете приготовить и изучить самостоятельно. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из клеток воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Сравните увиденное под микроскопом с рисунком Р. Гука на с. 27.

Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи»

  1. Приготовьте препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
  3. Сравните увиденное под микроскопом с рисунком 18.
  4. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

Рис. 18. Пластиды в клетках листа элодеи

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ВЫВОД
 Вывод. Все растения имеют зеленый цвет. Это обеспечивается благодаря содержанию в их клетках особых пластид – хлоропластов. Ярким подтверждением тому являются клетки листа элодеи, которые мы рассмотрели под микроскопом и сравнили с рисунком, поданным в учебнике. Как видим, в клетках листа элодеи содержится большое количество хлоропластов, которые участвуют в процессе фотосинтеза и содержат хлорофилл – зеленый пигмент.

 

Лабораторная работа «Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника»

  1. Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти плода. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
  3. Зарисуйте строение клеток.
  4. Сравните форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 19. Определите, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотнесите их с рисунками плодов.
  5. Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.
  6. Обсудите с товарищами по классу результаты лабораторных работ.
  7. Сделайте выводы.

Рис. 19. Пластиды в клетках плодов

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ВЫВОДЫ
Все клетки плодов томата, рябины и шиповника имеют пластиды, которые имеют разную форму и цвет. Зеленые пластиды – это хлоропласты.
Зеленые пластиды – это хлоропласты
Другого оттенка – хромопласты, которые и придают плодам определенный цвет – желтый, оранжевый, красный.
№ 1 – это клетки плодов томата (хромопласты сложной формы);
№ 2 – это клетки плодов рябины (хромопласты вытянутой, заостренной и слегка изогнутой формы);
№ 3 – это клетки плодов шиповника (хромопласты овальной формы).
Биология 5-6 Пасечник Учебник §8
Выводы. Для всех клеток растений характерно наличие мембраны, цитоплазмы, ядра, вакуолей и пластид. Пластиды имеют разную форму и окраску, как это можно увидеть в результате лабораторных исследований. Например, в клетках чешуи лука пластиды бесцветные – лейкопласты. В клетках листа элодеи пластиды зеленого цвета – хлоропласты, которые содержат зеленый пигмент – хлорофилл. А вот в клетках томата, шиповника и рябины они красного цвета – хромопласты.
Биология 5-6 Пасечник Учебник §8

 


Вы смотрели: УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник § 8. Строение клетки. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 7   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 9 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней