УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник §8 Строение клетки. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 5 класс (Линия жизни) Учебник §8
<< § 7 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 9 >>
§ 8. Строение клетки
ВСПОМНИТЕ: 1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы? 2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 15).
Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.
Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка проницаема для воды, солей и многих органических веществ.
Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие.
Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерное вещество расположено непосредственно в цитоплазме.
Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветков, осенних листьев, зрелых плодов.
Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.
Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов. Не существует принципиальных различий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.
Вопросы по § 8
- Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
- Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?
- Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?
- В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?
ПОДУМАЙТЕ: О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?
Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
- Рассмотрите изображённую на рисунке 16 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
- Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
- Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
- При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
- Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
- Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
- Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
- Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
- Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
- Зарисуйте 2–3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 17).
- Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.
Лабораторная работа «Для любознательных»
Вы знаете, что существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г. В своей книге «Микрография» он писал: «Это могло бы казаться невероятным, если бы в этом не убеждал нас микроскоп с очевидной наглядностью».
«Исторический» препарат Р. Гука вы можете приготовить и изучить самостоятельно. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из клеток воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Сравните увиденное под микроскопом с рисунком Р. Гука на с. 27.
Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи»
- Приготовьте препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
- Сравните увиденное под микроскопом с рисунком 18.
- Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
Лабораторная работа «Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника»
- Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти плода. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
- Зарисуйте строение клеток.
- Сравните форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 19. Определите, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотнесите их с рисунками плодов.
- Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.
- Обсудите с товарищами по классу результаты лабораторных работ.
- Сделайте выводы.
Вы смотрели: УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник § 8. Строение клетки. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 7 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 9 >>