Биология 5 Конспекты 1-3

Биология 5 Конспекты 1-3. Ботаника 5 класс (§ 1. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. § 2. Органы растения. Цветок. § 3. Плоды)

Общее знакомство с цветковыми растениями

§ 1. Значение растений в природе,
народном хозяйстве и жизни человека

Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них.

Разные растения характерны для лугов, лесов, степей. Растения покрывают значительные участки безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озерах, прудах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений: представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. Множество разных культурных растений люди выращивают на полях, в садах и цветниках. Многие растения человек выращивает в оранжереях и в комнатах.

Большинство растений обладает зеленой окраской, но некоторые не имеют ее, например, петров крест или заразиха.

Велико значение зеленых растений в природе. Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания практически всех живых существ, и поглощают из него углекислый газ. В лесах, на лугах, на болотах и в пустынях живут разнообразные представители животного мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники.

Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки, используют растения как сырье для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал, топливо. Из древесины делают бумагу, искусственный шелк.

Человек использует разные части растений. Так, горох, фасоль, бобы выращивают для получения семян. Яблони, груши, сливы, вишни, огурцы, томаты дают сочные плоды. Морковь, репу, свеклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля приготовляют овощные блюда. У льна и конопли используют волокна стеблей и семена. Розы, сирень, жасмин, астры, левкои разводят ради их красивых цветков.

Трудно перечислить все, что получает человек от зеленых растений. Из плодов одной лишь пшеницы изготовляют хлеб, разные кондитерские изделия, макароны, крупы.

Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырье. Они украшают нашу жизнь, приносят радость. Самое скромное жилище становится уютнее, если на подоконнике стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники, травы.

Много интересных явлений из жизни растений раскроется перед теми, кто не пройдет торопливо по лесу или цветущему лугу, а внимательно приглядится к окружающему зеленому миру. Еще больше узнает тот, кто изучит ботанику.

Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова ботанэ, что значит «зелень», «трава», «растение». Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

Изучая ботанику, мы познаем законы жизни растений. Ботанику надо знать для того, чтобы правильно использовать растительный мир, минимально воздействуя на природу. Человек так сильно влияет на нее хозяйственной деятельностью, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание. Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных и растениях. Сохранить их — наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как эти организмы живут, в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях дает ботаника.

Изучение ботаники позволит каждому не только узнать жизнь растений, но и принять активное участие в преобразовании окружающего растительного мира.

В нашей стране принят Закон об охране природы. Каждый ученик, где бы он ни жил, не может оставаться в стороне от охраны растений и животных.

ВОПРОСЫ: 1. Какое значение имеют зеленые растения в природе? 2. Какое значение имеют растения в жизни человека? 3. Что изучает ботаника? 4. Почему нужно охранять зеленые растения? 5. Какое участие можно принять в работе по охране природы?

§ 2. Органы растения. Цветок

Рассмотрим какие–нибудь растения, цветущие осенью, например анютины глазки или дикорастущую форму этого растения — фиалку трехцветную (рис.3).
фиалка трехцветная

Фиалка трехцветная часто встречается на лугах. Это растение, как и большинство других, имеет корни, стебли и листья. Корень, стебель и лист — основные органы растения. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом. На стеблях могут развиваться цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называют цветковыми.

Одни и те же органы цветковых растений могут быть внешне очень разнообразны. Многочисленные корни лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями.

Стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Совсем другие стебли у тыквы — они стелются по земле. А вот у подорожника будто бы совсем нет стебля — такой он короткий. Листья, растущие на нем, словно лежат на почве. Стебли деревьев — стволы — хорошо развиты. Они высокие и прочные. Интересны стебли некоторых кактусов. Они похожи на зеленые мясистые цилиндры или шары с колючками вместо листьев. Эти растения хранят в стеблях запасы воды,

Неодинаковы по строению и цветки разных растений. Цветок — это видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или с одним семенем. Цветковые растения размножаются семенами.

Сравнивая цветки разных растений, можно обнаружить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка редиса или распространенного сорняка — дикой редьки. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе; на нем формируются все остальные части цветка.

В цветке дикой редьки привлекает внимание ярко окрашенный венчик, состоящий из четырех лепестков. Ниже венчика находится чашечка из четырех зеленых листочков — чашелистиков.

Венчик и чашечка представляют собой околоцветник, который защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых–опылителей.

Главные части цветка — пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. В пестике различают широкую нижнюю часть — завязь, узкий столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У некоторых растений в образовании плода принимают участие также другие части цветка, например цветоложе (рис.5).
строение цветка (схема)

С весны до поздней осени в лесах, на полях, в садах и парках цветут растения. Орешник (лещина) и мать–и–мачеха цветут, когда еще местами лежит снег.

Только стает снег, в лесу начинают распускаться подснежники. В садах зацветают изящные душистые нарциссы и яркие тюльпаны, затем цветет черемуха, чуть позже — первоцветы, незабудки, анютины глазки, ирисы; наконец, плодовые деревья, сирень, пионы.

Наступает лето, раннецветущие весенние растения сменяют ромашки, васильки, колокольчики, душистый горошек, гвоздика, левкой и многие другие. В эту же пору зацветают рожь, пшеница и другие зерновые культуры. Ближе к осени распускаются астры, золотые шары, георгины.

ВОПРОСЫ: 1. Какие растения называют цветковыми? 2. Какие органы имеют цветковые растения? 3. Какое строение имеет цветок? 4. Из чего развивается плод?

§ 3. Плоды

Летом и осенью на растениях созревают разные по форме и окраске плоды. Плоды образуются из завязей. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи, ставшей плодом, носят название околоплодника. Внутри плода находятся семена.

Различают сочные и сухие плоды. У созревших сочных плодов в составе околоплодника имеется сочная мякоть.

Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плода находятся мелкие семена. Плоды смородины, клюквы, черники, томатов, винограда — ягоды.
сочные плоды

Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, сочной мякотью и твердым внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя. Плоды костянки имеют вишня, слива, абрикос, черемуха. Встречаются и другие виды сочных плодов.

Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют. Зерновка — сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы (рис.7).
сухие плоды

Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации.

Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на самих створках, как у боба, а по краям перегородки плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Семянка – сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника.

Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки.

ВОПРОСЫ: 1. По каким признакам плоды подразделяют на сухие и сочные? 2. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные? 3. Чем отличается ягода от костянки? 4. Какие сухие плоды вы знаете? 5. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?

 


Вы смотрели: Биология 5 Конспекты 1-3 (§ 1. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. § 2. Органы растения. Цветок. § 3. Плоды)

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней