География 5 Алексеев §3 «Как люди открывали Землю (2)» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс (Полярная звезда) § 3.
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>
§ 3. Как люди открывали Землю (2)
Как были открыты и исследованы все материки?
Географические открытия интересовали европейцев не только с точки зрения поиска н описания новых земель. Они использовались для торговли, прежде всего самым прибыльным товаром — пряностями. Перец, гвоздика, ваниль, корица, мускат и многие другие пряности придавали неповторимый колорит европейской кухне, способствовали её разнообразию, а также повышали сохранность нишевых продуктов.
Вначале торговля пряностями была сосредоточена в руках португальцев и испанцев, которые первыми нашли пути в страны, где их выращивают. Эти маршруты хранились I? секрете наряду с самыми важными государственными тайнами. И другим странам ничего не оставалось, как самим пускаться в плавания — на поиски пути в «страну пряностей». Кроме того, испанское золото и серебро, которое добывали в Южной Америке и морем перевозили в Испанию, многим не давало покоя. Морские разбойники — пираты мечтали завладеть этим грузом.
Для мореплавателей того времени совмещение исследований и пиратства было явлением достаточно частым. Яркий пример — англичанин Френсис Дрейк. В 1577 1580 гг. он совершил второе (после Магеллана) кругосветное плавание. Возглавляемая им экспедиция сделала много географических открытий, в том числе — пролив между Южной Америкой (архипелагом Огненная Земля) и Антарктидой, впоследствии названный проливом Дрейка. Но для английской короны главная заслуга экспедиции состояла в том, что она принесла гигантскую прибыль: стоимость привезённого Дрейком золота и серебра, награбленного в испанских колониях в Америке, превышала годовой доход Англии. Испанский король считал Дрейка преступником и требовал его выдачи. В Англии же Дрейк был встречен как национальный герой, а королева Елизавета I даровала ему титул рыцаря.
В XVII в. крупнейшей морской державой и центром мировой картографии становятся Нидерланды (эту страну часто называют Голландией). Уже в конце XVI в. (1570—1590) Лорахам Ортелий и Герард Меркатор создают географические атласы — набор карт по странам мира.
В это время Нидерландам принадлежит больше морских кораблей, чем всем остальным странам мира, вместе взятым. Голландские корабли можно встретить в самых разных морях. Три экспедиции под руководством Виллема Баренца в 1594— 1597 гг. изучают северные моря, пытаясь найти короткий путь в Китай и Индию вокруг Азии. Во время экспедиции В. Баренц умер и был похоронен на Новой Земле. По предложению Русского географического общества море, которое он исследовал, было названо в его честь — Баренцевым.
К началу XVII в. европейцам были известны Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка. Однако считалось, что на юге существует огромный, ещё не открытый материк. На географических картах его обозначали как Теrrа Australis Incognita «Неведомая Южная Земля». В её поисках также преуспели голландцы. Голландские моряки часто приближались к берегам незнакомого материка, Австралии. В морских походах 1642—1644 гг. Абель Тасман открыл новые земли (остров Тасмания, берега Новой Зеландии, острова Фиджи и Тонга), исследовал северное побережье Австралии. Но многие открытия голландцы более ста лет держали в секрете.
В XVIII в. первенство в географических исследованиях (а затем и в мировой торговле) переходит к Англии. Английскими моряками описаны морские побережья Атлантики, Тихого и Индийского океанов. Самым знаменитым английским путешественником считается Джеймс Кук. Он совершил три кругосветных плавания, открыл множество новых островов. В 1770 г. он объявил восточное побережье Австралии британским владением. На берегах новых земель экспедиции удалось найти и описать много неизвестных ранее видов растений и животных. Благодаря этому один из заливов получил название Ботанический, а в журнале появилось изображение доселе неизвестного европейцам животного — кенгуру.
И только после открытия Антарктиды в 1820 г. русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. II. Лазарева на планете не осталось неизвестных материков.
В XVII в. БЫЛА ОТКРЫТА АВСТРАЛИЯ, В XIX в. — АНТАРКТИДА.
Когда на Земле не осталось неоткрытых мест?
В XIX в. очертания материков и островов были в основном описаны трудами географов и путешественников многих стран. Символическим завершением эпохи Великих географических открытий стало достижение Северного н Южного полюсов Земли. В 1909 г. американский исследователь Роберт Пири побывал на Северном полюсе, а в 1911 г. норвежский путешественник Руал Амундсен покорил Южный полюс.
В XX в. последним крупным географическим открытием на суше стал хребет Черского в Якутии. Этот огромный горный массив был прежде неизвестен географам, его нанесли на карту только в 1926—1931 гг. Однако научный поиск остановить невозможно. Самым известным путешественником середины XX в. стал норвежец Тур Хейердал. В 1947 г. он пересёк Тихий океан — от берегов Южной Америки до островов Полинезии — на плоту Кон-Тики. Этим путешественник доказал возможность пересечения океана в древности на примитивных судах благодаря течениям и ветрам.
В XX в., КОГДА ВСЕ ЗЕМЛИ БЫЛИ ОТКРЫТЫ, ПРОДОЛЖАЛОСЬ ИЗУЧЕНИЕ ОКЕАНОВ, ВНУТРЕННИХ РАЙОНОВ МАТЕРИКОВ, А ТАКЖЕ ПОЛЯРНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗЕМЛИ.
Вопросы и задания после изучения § 3
- Найдите на Карте океанов (с. 186—187 Приложения) пролив Дрейка, Баренцево море. Австралию. Новую Зеландию.
- Какие материки были известны европейцам до начала Великих географических открытий?
- Кто и когда открыл Австралию?
- Заполните таблицу, используя учебник, энциклопедию, справочники.
- Опишите картину «Географ» (рис. 8 на с. 13). Придумайте рассказ об этом человеке: откуда он получает данные для составления карт, о чём мечтает, какие страны мира ему известны, а какие ещё пет.
- У знаменитого французского путешественника Мишеля Песселя спросили, зачем он отправляется в тяжёлые п опасные путешествия, ведь на Земле уже всё открыто. Он ответил: «Во-первых, ещё не всё. Во-вторых, вы открываете новые земли для себя. II наконец, путешествие — это открытие себя». А как вы считаете?
Вы смотрели: География 5 Алексеев §3 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 2 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 4 >>