Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §17-20 «Градусная сетка. Географические координаты». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 5 класс Учебник § 17-20.
<< § 12-16 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 21-24 >>
§ 17. Градусная сетка.
Что такое градусная сетка.
Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах.
Как ведут отсчёт параллелей и меридианов.
Вопросы на стр.61
- На карте полушарий найдите экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан и город Лондон. Нанесите их на контурную карту.
- Дайте определение параллелей и меридианов.
- Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а) экватором; б) параллелью; в) полюсом; г) меридианом.
- Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого, называется: а) экватором; б) параллелью; в) меридианом.
- Длина параллелей от экватора к полюсам: а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.
- Направление север–юг показывает: а) экватор: б) параллель; в) меридиан.
- Длина экватора составляет примерно: а) 10 000 км; б) 40 000 км; в) 30 000 км; г) 45 000 км.
- На карте направление запад–восток совпадает с направлением: а) параллелей; б) меридианов.
- Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°; б) 360°; в) 180°.
- По карте России определите: а) в каком направлении от Москвы находится Санкт–Петербург; б) в каком направлении от Санкт–Петербурга находится Чёрное море.
- Определите, в каком направлении от Москвы находятся: а) Белое море; б) Чёрное море; в) архипелаг Новая Земля; г) Уральские горы; д) Скандинавские горы.
§ 18. Географические координаты (1).
Для чего нужны географические координаты.
Что значит определить географическую широту.
Вопросы на стр.64
- Что называется географическими координатами?
- Географическую широту отсчитывают от: а) Северного полюса; б) Южного полюса; в) экватора.
- Установите соответствие:
1) Экватор, 2) Северный полярный круг, 3) Южный полюс, 4) Северный тропик, 5) Южный тропик.
А) 90° ю. ш.; Б) 23,5° с. ш.; В) 0°; I’) 66,5° с. ш.; Д) 23,5° ю. ш. - Какие утверждения верны?
А. Северный тропик расположен дальше от Северного полюса, чем Северный полярный круг.
Б. Северный тропик расположен ближе к экватору, чем Южный молярный круг.
1) Верно только А, 2) Верно только Б, 3) Оба верны, 4) Оба неверны. - Вспомните, какие области нашей планеты ограничивают тропики н полярные круги.
- По политической карте полушарий в атласе определите, через какие страны проходят параллели: а) 10° с. ш.; б) 10° ю. ш.
Результаты оформите в таблице:
Широта | Страна |
§ 19. Географические координаты (2).
Что значит определить географическую долготу.
Зачем нужны часовые пояса.
Вопросы на стр.67
- Назовите материки, через которые проходит нулевой меридиан.
- Назовите географические координаты самой северной и самой южной точек земного шара.
- По физической карте определите географические координаты: а) города Нью-Дели; б) вулкана Везувий: в) города Владивостока.
- Определите географические координаты столиц Мексики, Франции. Австралии.
- Определите координаты вашего областного центра.
- Этот одни из красивейших городов мира находится в Европе. Его координаты 50° с. ш., 14° в. д. Как называется этот город?
- На этом острове, центральная часть которого имеет координаты 19° ю. ш., 47° в. д.. водятся полуобезьяны — лемуры. Как называется этот остров?
- Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите её на карте.
- Какие географические объекты имеют координаты: а) 30° с. ш. и 30° в. д.; 6) 10° с. ш. и 80° з. д.; в) 35° с. ш. и 140° в. д.?
- Выполните работу «Географический адрес моего населённого пункта», заполнив в тетради таблицу.
1. На каком материке находится | |
2. Государство | |
3. Географические координаты населённого пункта | |
4. В каком направлении от Москвы находится | |
5. Какое расстояние от Москвы, в км |
- Почему герои романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки, через которые проходила параллель 37° ю. ш.?
- В одном из своих произведений В. В. Набоков пишет: «В кабинете… нашёлся в книжном шкафу великолепный атлас. Мир, сперва показываемый как плотный шар. туго обтянутый сеткой долгот и широт, развёртывался плоско, разрезался на две половины и затем подавался по частям». Балтийское море кажется ему похожим па коленопреклонённую женщину, Италия — на ботфорт. Цейлон — на каплю воды.
- Найдите на карте Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал. Какие образы у вас складываются?
§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3).
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
Человеку необходимо уметь ориентироваться в пространстве, чтобы определять своё местоположение. Ориентироваться можно по природным объектам, с помощью традиционного компаса или современного навигатора, использующего данные сложных спутниковых систем. Для закрепления и передачи наглядной информации о Земле — её поверхности, объектах и явлениях — существуют географические модели: план местности, глобус, географические карты, в том числе в электронном виде. В них используют особый графический язык — условные знаки — и уменьшение в определённом масштабе. Самая точная модель Земли — глобус. На плане отображаются небольшие участки местности, на картах — большие по площади пространства. На глобусе и картах проведена градусная сеть из параллелей и меридианов. С её помощью определяют географические координаты объектов. Всё чаще в повседневной жизни мы используем возможности компьютерных технологий для ориентирования в пространстве. Умение работать с планом, картой необходимо каждому современному человеку.
- Начните собирать в «семейный географический портфель» планы городов, географические атласы, путеводители.
- Вместе с родителями разработайте по карте маршрут летнего отдыха или по плану города маршрут воскресной прогулки.
- Выберите любую карту из атласа п дайте её характеристику по плану: а) название карты; б) масштаб; и) что можно узнать по легенде карты.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Вы смотрели: География Алексеев Учебник §17-20 «Градусная сетка. Географические координаты». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 12-16 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 21-24 >>