География Алексеев Учебник §17-20

Читать онлайн: 2023 География Алексеев Учебник §17-20 «Градусная сетка. Географические координаты». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2023 года (12-е изд.) использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 5 класс Учебник § 17-20.

<< § 12-16   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 21 >>

§ 17. Градусная сетка.

Что такое градусная сетка.
Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах.
Как ведут отсчёт параллелей и меридианов.

Вопросы на стр.61

  1. На карте полушарий найдите экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, нулевой меридиан и город Лондон. Нанесите их на контурную карту.
  2. Дайте определение параллелей и меридианов.
  3. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а) экватором; б) параллелью; в) полюсом; г) меридианом.
  4. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого, называется: а) экватором; б) параллелью; в) меридианом.
  5. Длина параллелей от экватора к полюсам: а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.
  6. Направление север–юг показывает: а) экватор: б) параллель; в) меридиан.
  7. Длина экватора составляет примерно: а) 10 000 км; б) 40 000 км; в) 30 000 км; г) 45 000 км.
  8. На карте направление запад–восток совпадает с направлением: а) параллелей; б) меридианов.
  9. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°; б) 360°; в) 180°.
  10. По карте России определите: а) в каком направлении от Москвы находится Санкт–Петербург; б) в каком направлении от Санкт–Петербурга находится Чёрное море.
  11. Определите, в каком направлении от Москвы находятся: а) Белое море; б) Чёрное море; в) архипелаг Новая Земля; г) Уральские горы; д) Скандинавские горы.

 

§ 18. Географические координаты (1).

Для чего нужны географические координаты.
Что значит определить географическую широту.

Вопросы на стр.64

  1. Что называется географическими координатами?
  2. Географическую широту отсчитывают от: а) Северного полюса; б) Южного полюса; в) экватора.
  3. Установите соответствие:
    1) Экватор, 2) Северный полярный круг, 3) Южный полюс, 4) Северный тропик, 5) Южный тропик.
    А) 90° ю. ш.; Б) 23,5° с. ш.; В) 0°; I’) 66,5° с. ш.; Д) 23,5° ю. ш.
  4. Какие утверждения верны?
    А. Северный тропик расположен дальше от Северного полюса, чем Северный полярный круг.
    Б. Северный тропик расположен ближе к экватору, чем Южный молярный круг.
    1) Верно только А, 2) Верно только Б, 3) Оба верны, 4) Оба неверны.
  5. Вспомните, какие области нашей планеты ограничивают тропики н полярные круги.
  6. По политической карте полушарий в атласе определите, через какие страны проходят параллели: а) 10° с. ш.; б) 10° ю. ш.
    Результаты оформите в таблице:
ШиротаСтрана

 

§ 19. Географические координаты (2).

Что значит определить географическую долготу.
Зачем нужны часовые пояса.

Вопросы на стр.67

  1. Назовите материки, через которые проходит нулевой меридиан.
  2. Назовите географические координаты самой северной и самой южной точек земного шара.
  3. По физической карте определите географические координаты: а) города Нью-Дели; б) вулкана Везувий: в) города Владивостока.
  4. Определите географические координаты столиц Мексики, Франции. Австралии.
  5. Определите координаты вашего областного центра.
  6. Этот одни из красивейших городов мира находится в Европе. Его координаты 50° с. ш., 14° в. д. Как называется этот город?
  7. На этом острове, центральная часть которого имеет координаты 19° ю. ш., 47° в. д.. водятся полуобезьяны — лемуры. Как называется этот остров?
  8. Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите её на карте.
  9. Какие географические объекты имеют координаты: а) 30° с. ш. и 30° в. д.; 6) 10° с. ш. и 80° з. д.; в) 35° с. ш. и 140° в. д.?
  10. Выполните работу «Географический адрес моего населённого пункта», заполнив в тетради таблицу.
1. На каком материке находится
2. Государство
3. Географические координаты населённого пункта
4. В каком направлении от Москвы находится
5. Какое расстояние от Москвы, в км
  1. Почему герои романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки, через которые проходила параллель 37° ю. ш.?
  2. В одном из своих произведений В. В. Набоков пишет: «В кабинете… нашёлся в книжном шкафу великолепный атлас. Мир, сперва показываемый как плотный шар. туго обтянутый сеткой долгот и широт, развёртывался плоско, разрезался на две половины и затем подавался по частям». Балтийское море кажется ему похожим па коленопреклонённую женщину, Италия — на ботфорт. Цейлон — на каплю воды.
  • Найдите на карте Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал. Какие образы у вас складываются?

 

§ 20. Учимся с «Полярной звездой» (3).


 

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

Человеку необходимо уметь ориентироваться в пространстве, чтобы определять своё местоположение. Ориентироваться можно по природным объектам, с помощью традиционного компаса или современного навигатора, использующего данные сложных спутниковых систем. Для закрепления и передачи наглядной информации о Земле — её поверхности, объектах и явлениях — существуют географические модели: план местности, глобус, географические карты, в том числе в электронном виде. В них используют особый графический язык — условные знаки — и уменьшение в определённом масштабе. Самая точная модель Земли — глобус. На плане отображаются небольшие участки местности, на картах — большие по площади пространства. На глобусе и картах проведена градусная сеть из параллелей и меридианов. С её помощью определяют географические координаты объектов. Всё чаще в повседневной жизни мы используем возможности компьютерных технологий для ориентирования в пространстве. Умение работать с планом, картой необходимо каждому современному человеку.

  1. Начните собирать в «семейный географический портфель» планы городов, географические атласы, путеводители.
  2. Вместе с родителями разработайте по карте маршрут летнего отдыха или по плану города маршрут воскресной прогулки.
  3. Выберите любую карту из атласа п дайте её характеристику по плану: а) название карты; б) масштаб; и) что можно узнать по легенде карты.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ОТМЕТИТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ

 


Вы смотрели: География Алексеев Учебник §17-20 «Градусная сетка. Географические координаты». Версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».

<< § 12-16   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 21 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней