География 5 Климанова §7

География 5 Климанова §7 «Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл». Цитаты из учебника 2012 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 5 класс. УМК Климанова § 7.

<< § 6   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 8 >>

§ 7. Форма и размеры Земли.
Глобус — модель Земли

■ Как изменялись представления людей о форме Земли?

Многие из вас слышали образное выражение «стоит на трёх китах». Возникло оно в то время, когда люди думали, что Земля плоская и держится на спинах трёх китов (рис. 22).

Рис. 22. Земля в представлении древних народов
Рис. 22. Земля в представлении древних народов

Вопросы к рис.22 на стр.39:
Как вы думаете, где жили народы, чьё представление о Земле отражают эти рисунки? Почему вы так думаете?

Однако уже в древности такое представление о форме Земли не давало ответа на ряд вопросов. Почему тень от Земли, падающая на поверхность Луны во время лунных затмений, круглая? Почему нельзя дойти до края Земли?

Ещё Аристотель предположил, что Земля имеет форму шара. И чем больше люди путешествовали и наблюдали, тем чаще приходили к такому же выводу. Окончательным подтверждением шарообразности Земли стали снимки нашей планеты, сделанные из космоса (рис. 23).

■ Кто впервые измерил Землю?

Расстояние от Северного полюса до Южного впервые определил древнегреческий учёный Эратосфен (276—194 до н. э.). Причём сделал он это не путём прямого измерения — и Северного, и Южного полюса человек достиг только в начале XX в., — а путём вычислений.

Зная расстояние от полюса до полюса, Эратосфен вычислил окружность земного шара. Полученное им число (39,69 тыс. км) очень незначительно отличается от действительности (40 тыс. км). Эратосфена считают отцом математической географии.

Рис. 23. Доказательства шарообразности Земли
Рис. 23. Доказательства шарообразности Земли

Вопросы к рис.23 на стр.41:
Какие доказательства шарообразности Земли представлены на рисунке? Поясните каждое из них несколькими предложениями.

Рис. 24. Насколько велика наша планета?
Рис. 24. Насколько велика наша планета?

Вопросы к рис.24 на стр.41:
1. Используя таблицу 2, сравните размеры Земли с размерами Юпитера и планет земной группы.
2. Чему равен средний радиус Земли? (Расстояние от земной поверхности до центра Земли.)

■ Что такое глобус?

На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля,
И Северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь.

Несложно догадаться, что речь идёт о глобусе.

Глобус — это модель Земли, передающая её форму (рис. 25). Глобус, изготовленный немецким географом Мартином Бехаймом в конце XV в., — старейший сохранившийся до наших дней. Он находится в музее города Нюрнберга в Германии.

Важнейшее свойство глобуса — показывать все объекты земной поверхности без искажения их очертаний. Но даже на самом большом глобусе не удастся показать Землю, не уменьшив её размеры. Чтобы сделать модель Земли, которая может поместиться на вашем письменном столе, нашу планету придётся уменьшить в 50 миллионов раз!

Все объекты на глобусе уменьшены в одно и то же число раз. Глобус настолько мал по сравнению с реальными размерами Земли, что на нём можно изобразить только самые важные географические объекты.

ВЫВОДЫ.
Земля, как любая планета, — шар. Земля — самая большая из планет земной группы, но она гораздо меньше любой планеты-гиганта и более чем в 100 раз меньше Солнца. Для изображения земной поверхности без искажений используют шарообразную модель нашей планеты — глобус. Все объекты на глобусе уменьшены в определённое количество раз по сравнению с их истинными размерами. Во сколько раз меньше расстояние между объектами на Земле, во столько же и на глобусе.

Ключевые слова и выражения: • Глобус.

Вопросы и задания

  1. Что вы узнали о форме и размерах Земли из этого параграфа? Продолжите предложение: «Я знаю, что…»
  2. Протяжённость Чёрного моря с запада на восток примерно 1200 км. Сколько Чёрных морей может уместиться вдоль окружности Земли? Придумайте для своих одноклассников задачу, подобную этой.
  3. В чём основное преимущество и основной недостаток глобуса как модели Земли?

Обратитесь к электронному приложению. Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли

 


Вы смотрели: География 5 Климанова §7 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл».

<< § 6   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 8 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней