УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник §2. Методы изучения биологии. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 5 класс (Линия жизни) Учебник §2
<< § 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 3 >>
§ 2. Методы изучения биологии
ВСПОМНИТЕ: 1. Что изучает биология? 2. Какие измерительные приборы вы знаете?
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос — способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент {опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге — законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Наблюдение.
Одним из самых первых методов, которыми стал пользоваться ещё первобытный человек, было наблюдение. Знания, полученные при наблюдении за окружающей природой, люди передавали из поколения в поколение в виде преданий, примет, записей. Этот метод и сегодня остаётся важным методом научного познания. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ на поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимент.
Эксперимент (от лат. экспериментум — проба, опыт). Это более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое–либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения. Для этого берут три группы одинаковых растений (одного вида, сорта, возраста, размера) и помещают их в одинаковые условия (освещённость, температура воздуха и т. п.). Две группы растений используют для исследования (экспериментальные группы), третью — для сравнения (контрольная группа). Растения экспериментальных групп начинают по–разному поливать: одни каждый день, но небольшим количеством воды, которая только увлажняет верхний слой почвы, а другие один раз в неделю, хорошо проливая почвенный слой. Контрольная группа растений получает обычный полив. В течение всего эксперимента наблюдают за ростом и развитием растений всех групп. Измеряют высоту, площадь листьев и т. п. Все показатели записывают.
Сравнивая полученные данные, делают вывод о том, как влияют особенности полива на рост и развитие растений данного вида. Чем больше растений в исследуемой группе, тем точнее выводы. Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Измерение.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение — это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры — термометры, для измерения времени — часы. Для проведения сложных измерений создают специальные приборы.
Вопросы по § 2
- Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?
- Что можно узнать с помощью наблюдений?
- Чем наблюдение отличается от эксперимента?
- Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?
Задания по § 2
1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.
2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.
ПОДУМАЙТЕ! Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?
Вы смотрели: УМК по биологии «Линия жизни» для 5 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник § 2 Методы изучения биологии. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 3 >>