Математика Учебник Виленкин §2.9

Математика Учебник Виленкин §2.9 «Действие вычитания. Свойства вычитания«. Цитаты из учебника 2021 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения. Ознакомительная версия перед покупкой.

Математика УМК Виленкин Учебник 2021

9. Действие вычитания. Свойства вычитания

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: • вычитание • уменьшаемое • вычитаемое • разность.

Задача. Сколько СМС–сообщений получил Петя во второй день, если за два дня пришло 8 сообщений, причём 5 из них пришло в первый день?
Решение. В условии задачи число 8 является суммой двух чисел, одно из которых равно 5, а другое неизвестно.
Так как 3 + 5 = 8, то искомое слагаемое равно 3. Значит, во второй день Петя получил 3 сообщения. Пишут: 8–5 = 3.

Вычитание — это действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое.
Число, из которого вычитают (уменьшают), называют уменьшаемым, а число, которое вычитают, — вычитаемым.
Число, которое получают в результате вычитания, называют разностью.
В записи 8 – 5 = 3 число 8 — уменьшаемое, 5 — вычитаемое, 3 — разность.
Математика Учебник Виленкин §2.9

Уменьшаемое должно быть больше вычитаемого или равно ему при действиях с натуральными числами и нулём.

Разность двух чисел показывает, на сколько первое число больше второго или на сколько второе число меньше первого. Вычитание 5 из 8 показано на координатном луче (рис. 50).Рис. 50

На координатном луче также удобно иллюстрировать свойства вычитания. При вычитании в следующих примерах получены одинаковые ответы (рис. 51):
11 – (2 + 4) = 11 – 6 = 5;
(11 – 2) – 4 = 9 – 4 = 5.
Рис. 51

  1. Свойство вычитания суммы из числа. Чтобы вычесть сумму из числа, можно вычесть из этого числа одно слагаемое, а затем из полученной разности — другое слагаемое. Результаты вычисления в следующих примерах тоже одинаковые (рис. 52):
    (6 + 4) – 2 = 10 – 2 = 8;
    6 + (4 – 2) – 6 + 2 – 8,
    (6 – 2) + 4 = 4 + 4 = 8.
    Математика Учебник Виленкин §2.9
  2. Свойство вычитания числа из суммы. Чтобы вычесть число из суммы, можно это число вычесть из любого слагаемого и к полученной разности прибавить другое слагаемое. Конечно, вычитаемое число должно быть меньше слагаемого, из которого его вычитают, или равно ему.
    Из свойства нуля при сложении следуют его свойства при вычитании. Например, 7 + 0 = 7, поэтому 7 – 0 = 7 (рис. 53, а) и 7 – 7 = 0 (рис. 53, б).
  3. При вычитании нуля число не изменится,
  4. При вычитании равных чисел получится нуль.

Вопросы на стр.53

  • ♦ В равенстве 15 – 8 = 7 назовите уменьшаемое, вычитаемое, разность.
  • ♦ Какое действие называют вычитанием? Как называют числа при вычитании?
  • ♦ Как узнать, на сколько одно число больше другого?
  • ♦ На координатном луче покажите разность чисел 5 и 2.
  • ♦ Как из числа вычесть сумму двух слагаемых?
  • ♦ Как из суммы двух слагаемых вычесть число? Поясните на координатном луче.
  • ♦ Чему равна разность равных чисел? Поясните на координатном луче.
  • ♦ Покажите на примере, как можно проверить действия сложения; вычитания.

Упражнения 2.61–2.117

2.61 Какое число предшествует числу 37? Найдите разность: а) 66 – 1; б) 597 – 1; в) 10 000 – 1. Сделайте вывод.

2.62 Вычислите 87 – 18. Сколько раз надо вычесть 1 из числа 87, чтобы получить 69?

Читая разность, следите за правильным сочетанием предлогов и глаголов:
• предлог из употребляется с глаголом вычесть;
• предлог от употребляется с глаголом отнять.
Например:
• 1053 – 78; из тысячи пятидесяти трёх вычесть семьдесят восемь;
• 1051 – 44; от тысячи пятидесяти одного отнять сорок четыре.

2.63 Объясните, что значит вычесть:
а) число 340 из числа 780; в) число 3400 из числа 3400;
б) из числа 87 число 49; г) число 0 из числа 9857.

2.64 Вычислите, если возможно:
а) 230 –76; б) 973 –973; в) 13 456 170 – 13 456 174;
г) 0–101; д) 174–0; е) 41 700 534 – 41 700 533.
Объясните почему вы не смогли выполнить вычитание.

2.65 Путь по шоссе от Екатеринбурга до Омска, равный 947 км, автомобиль преодолел за два дня, из них в первый день он прошёл 478 км. Сколько километров ему осталось преодолеть во второй день?

2.66 На отрезке MN, равном 83 см, лежит точка К. Найдите длину отрезка М/С, если KN = 67 см.

2.67 Масса 1 л воды равна 1 кг. Масса 1 л подсолнечного масла на 75 г меньше, а 1 л мёда на 450 г больше. Найдите массу одного литра: а) подсолнечного масла; б) мёда.

2.68 Для независимой проверки результатов диагностической работы, проведённой в пятых классах, на первом принтере напечатали 1325 листов, а на втором — 1465 листов. На сколько больше листов напечатали на втором принтере, чем на первом?

2.69 Фермер собрал с двух участков 144 мешка моркови, из которых 78 мешков он собрал с первого участка. На сколько мешков моркови меньше собрал фермер со второго участка, чем с первого?

2.70 От рулона ткани отрезали 28 м. Сколько метров ткани было в рулоне, если в нём осталось 42 м?

2.71 Дон на 1720 км короче Волги. Найдите длину Дона, если длина Волги 3690 км.

2.72 На координатном луче отметьте точку S(13). От неё отсчитайте влево 6 единичных отрезков и отметьте точку К. Найдите координату точки К.

2.73 На координатном луче отметьте точки S(4) и N(11). В какую сторону и сколько единичных отрезков надо отсчитать от точки N, чтобы попасть в точку S?

2.74 Покажите на координатном луче вычитание чисел: а) 7 – 4; б) 7 – 6; в) 7 – 7.

2.75 Найдите разность:
а) 1345 – 157; в) 44 364 – 28 894; д) 19 891 543 – 9 123 865;
б) 4000 – 981; г) 43 156 – 27 967; е) 100 000 000 – 13 456 789.
В задании а) выполните проверку сложением, а в задании в) выполните проверку вычитанием.

2.76 Вместо прямоугольников поставьте цифры так, чтобы вычитание было выполнено правильно:
рис

2.77 Вычислите: а) 6099 – 4379 + 2687; б) 2454 + 3987 – 2592;
в) 4306 + 3091 – 2492; г) 6303 – 2414 + 2839.

2.78 В первом вагоне поезда ехали 53 пассажира, во втором — на 7 пассажиров меньше. На станции из второго вагона вышли 14 пассажиров. Сколько всего пассажиров продолжило поездку в этих вагонах? Решите задачу двумя способами.

2.79 В маршрутном такси ехали 17 человек. На первой остановке из такси вышли 4 человека, а на следующей — ещё 3 человека. Сколько человек осталось в маршрутном такси? Решите задачу двумя способами.

2.80 На полке в библиотеке было 46 книг. Из них 13 книг выдали читателям, а 16 прочитанных книг поставили на полку. Сколько стало книг на полке? Решите задачу двумя способами.

2.81 Вычислите наиболее удобным способом:
а) 4279 – (1279 + 1360); в) 4287 + 5374 – 2374;
б) (2143 + 4968) – 1143; г) 2125 + (2775 – 3970).

2.82 Точки К и Р лежат на отрезке MN, длина которого 47 см. Точка Р лежит между точками К и N. Найдите длину отрезка КР, если: а) МК = 13 см, PN = 18 см; б) МР = 34 см, KN = 18 см.

2.83 Найдите периметр прямоугольного участка, если ширина участка 317 м, а длина на 118 м больше ширины.

2.84 Периметр пятиугольника MNPQS равен 104 см. Стороны MN и MS равны 51 см, сторона NP короче стороны MN на 16 см, но длиннее стороны PQ на 7 см. Найдите сторону MQ.

2.85 Четыре бригады собирали на поле картофель. Первая бригада собрала на 210 кг больше, чем вторая, и на 120 кг больше, чем третья. Третья бригада собрала на 230 кг меньше, чем четвёртая. Сколько килограммов картофеля собрали четыре бригады вместе, если первая бригада собрала 840 кг?

2.86 Разбираемся в решении. В соревнованиях по бегу Михаил, Денис, Сергей, Антон и Вадим заняли места со второго по шестое. Михаил отстал от Дениса на 10 с. Сергей финишировал на 27 с раньше Дениса, но позже Вадима на 19 с. Антон обогнал Вадима на 11 с, но отстал от победителя на 9 с. Какие места заняли мальчики и на сколько позже победителя финишировали?
Математика Учебник Виленкин §2.9

2.87 В лыжных соревнованиях Таня, Оля, Ира, Катя, Лена и Женя заняли места со второго по седьмое. Катя на 4 с отстала от победительницы и на 2 с — от Иры, но обогнала Женю на 3 с. Оля на 4 с отстала от Жени, но обогнала Таню на 1 с, Лена отстала от Тани на 2 с. Какие места заняли девочки и на сколько позже победительницы финишировали?

2.88 Сложите:
а) семь и восемь; г) две тысячи и семь сотен;
б) три десятка и пять; д) три тысячи семь десятков и три сотни;
в) пять сотен и восемь; е) один миллион и семнадцать.

2.89 Вычтите: а) из восьми сотен четыре сотни; б) из пяти тысяч три сотни.

2.90 Умножьте: а) пять десятков на четыре десятка; б) три тысячи на четыре десятка.

2.91 Установите соответствие между числами 3682, 47 642, 3481, 32 751 и значением каждой из сумм:
а) 2585 + 896; б) 46 746 + 896; в) 31 855 + 896; г) 2786 + 896.

2.92 Составьте условие задачи, решением которой служит выражение: а) 24 + 13 – 2; б) 72 – 6 – 12 + 7.

2.93 Найдите число в конце цепочки:
Математика Учебник Виленкин §2.9

2.94 На сколько единичных отрезков отрезок ON короче отрезка ОМ, если О(0), М(21), N(8)?

2.95 Объясните значения слов «отрезок», «прямая», «луч», «дополнительные лучи».

2.96 Установите правило, по которому можно найти число, стоящее в первой клетке первой строки? Используя это правило, назовите число в пустой клетке второй строки.
Математика Учебник Виленкин §2.9

2.97 Предложите разные способы нахождения периметров прямоугольника и квадрата. Какие из этих способов лучше?

2.98 В порту на первом сухогрузе было 40 контейнеров, на третьем — на 14 контейнеров больше, чем на первом. Сколько всего контейнеров было на трёх сухогрузах, если на первом было на 17 контейнеров меньше, чем на втором?

2.99 Найдите сумму:
а) 39495 + 48015; в) 28 000 999 123 + 39 789 001 789;
б) 9 000 284 + 1 678 678; г) 1 567 234 980 + 8 432 765 107.

2.100 Что меньше:
а) 7601 + 8939 или 17 000;
б) 31 654 + 39 819 или 35 987 + 37 289?

2.101 В числах цифры заменены знаками вопроса. Сравните эти числа:
а) 8???? и 79???; в) ????? и ???;
б) 71??? и 19???; г) ?7??? и 98???.

2.102 Из цифр 3, 2, 1 и 0 составили двузначные числа, в записи которых цифры не повторялись. Запишите все эти числа в порядке убывания.

2.103 1) Периметр четырёхугольника 84 см, а одна из сторон в 3 раза меньше. На сколько сантиметров периметр четырёхугольника больше его стороны?
2) Сторона треугольника 36 см, а периметр треугольника в 4 раза больше. На сколько сантиметров сторона треугольника меньше его периметра?

2.104 Вычислите:
1) 256 + 44 • (135 – 86); 3) (1239 + 601 ) • (1521 – 1481);
2) 344 + 56 • (153 – 95); 4) (1203 – 1143) • (1176 + 394).

2.105 Павел прочитал 78 страниц книги. На сколько страниц меньше осталось прочитать, если в книге всего 144 страницы?

2.106 Используя сложение, проверьте, правильно ли выполнено вычитание: а) 3467 – 2949 = 518; б) 2002 – 944 = 1058.

2.107 Найдите разность:
а) 176 – 149; б) 689 – 499; в) 67 005 – 58 906;
г) 39 067 – 8471; д) 2 222 222 222 – 987 654 321;
е) 1 234 567 890 – 45 678 910.

2.108 На отрезке DY точка М лежит между точками X и Y, точка X — между точками D и М. Вычислите длину отрезка DY, если XD = 136 см, ХМ на 9 см меньше XD, a MY на 27 см меньше ХМ.

2.109 Вычислите наиболее удобным способом:
а) (5223 + 1687) – 587; в) 87 844 – (87 244 + 270);
б) (2734 + 437) – 2634; г) (7694 + 2306) – 888.

2.110 Для отправки учащихся в летнюю математическую школу было заказано 8 автобусов, по 54 места в каждом. Сколько свободных мест останется в автобусах после размещения 380 детей и 24 взрослых?

2.111 В зале дворца культуры 480 мест. Для участия в торжественном мероприятии туда прибыло 12 делегаций по S5 человек. Сколько мест осталось в зале для прессы после того, как участники мероприятия заняли свои места?

2.112 На координатном луче отметьте натуральные числа, у которых координаты больше 9 и меньше 13.

2.113 В энциклопедии приведены данные о массе некоторых птиц: скворец — 60 г, сорока — 210 г, страус — 120 кг, колибри — 6 г, пингвин — 33 кг, кондор — 11 кг 400 г. Запишите названия этих птиц в порядке убывания их массы.

2.114 Два станка–автомата, работая одновременно, изготовили за смену 496 деталей. Сколько часов длилась смена, если один станок за 1 ч изготавливал 27 деталей, а другой — 35 деталей?

2.115 Выполните действия:
а) 1836 + 640 : 8; в) 344 : 4 + 2456;
б) 80 • 11 – 42 558 : 519; г) 684 • 245 – 675 • 246.

2.116 В микрорайоне проживает 3457 человек, из них 1395 человек — взрослые. Подростков на 578 человек меньше, чем взрослых, а остальные — дети. Сколько детей проживает в микрорайоне?

2.117 За три месяца автомобильный завод выпустил 4500 автомобилей. За первый и второй месяцы он выпустил 3150 автомобилей, а за второй и третий месяцы — 2950 автомобилей. Сколько автомобилей выпускал завод каждый месяц?

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Проверочная работа № 1.
Действие вычитания. Свойства вычитания

  1. Вычтите из восьмисот сто.
  2. Найдите разность трёхсот пятнадцати и нуля.
  3. Какое число на единицу меньше шести тысяч?
  4. В пакете было семьсот граммов крупы. Сколько граммов крупы осталось в пакете, когда из него отсыпали триста граммов?
    Верно ли высказывание (ответьте да или нет)?
  5. * Точка «эм» с координатой сорок шесть на двенадцать единичных отрезков левее точки «эф» с координатой пятьдесят восемь.
  6. Число, из которого вычитают, называется вычитаемым.
  7. Разность девяноста и восемнадцати равна восьмидесяти двум.
  8. Если от любого числа отнять такое же число, получится нуль.

Проверочная работа № 2.
Действие вычитания. Свойства вычитания

  1. Найдите разность одной тысячи восьмисот и трёхсот.
  2. Какое число на семьдесят меньше двухсот пятидесяти?
  3. Из бидона отлили девять литров молока, и в нём осталось тридцать четыре литра. Сколько литров молока было в бидоне первоначально?
  4. Сумма двух чисел равна девяноста, а одно из слагаемых — двадцати пяти. Чему равно второе слагаемое?
  5. Разность двух чисел равна двадцати, а уменьшаемое равно пятидесяти четырём. Найдите вычитаемое.
  6. * Запишите свойство вычитания суммы из числа для числа десять и суммы трёх и четырёх.
    Верно ли высказывание (ответьте да или пет)?
  7. Разность не изменится, если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на шестьдесят.
  8. * Чтобы разность двух чисел увеличить на одну тысячу, можно уменьшаемое увеличить на четыреста, а вычитаемое увеличить на шестьсот.

Словарный диктант

Запишите, как называют:

  1. Числа, которые складывают.
  2. Число, которое получается в результате вычитания чисел.
  3. Число, которое вычитают.
  4. Сумму длин сторон многоугольника.
  5. Свойство сложения: 5 + 7 = 7 + 5.
  6. Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое.
  7. Число, из которого вычитают.
  8. Число, которое получается в результате сложения чисел.

 


Вы смотрели: Математика Учебник Виленкин §2.9 «Действие вычитания. Свойства вычитания«. Цитаты из учебника 2021 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней